Давно я тут не писал.
От самого страшного я отошёл, силами Мэтта и
барбитуратов-бензодиазепинов своего здравого смысла. В процессе выбора таблеточек я решил почитать, а собственно, кому такое назначается,зачем и как. Всегда любил узнавать про психические отклонения.
Я странный, да. И вот в процессе наткнулся на чудной диагноз "синдром деперсонализации-дереализации", фигурирующий в МКБ-10 под шифровкой F48.1. Читал про него, кстати, в маршрутке, пока на учёбу ехал, и охуевал, потому что не далее как год назад именно эта хтонь у меня и проявилась во всей красе. Благо, что не от дебюта шизофрении и прочего, а от кунштюков, вытворяемых моим бывшим
хвала всем богам мужем.
немножко мат.части И. М. Сеченов в «Рефлексах головного мозга» (1866) описывает неисчерпаемое богатство психики и приводит данные о количестве ассоциаций, ассоциативных связей, возникающих в сознании человека в течение дня: «Каждая из них (т. е. связей, возникающих в сознании человека, каждая ассоциация) начинается ежедневно при пробуждении и кончается после засыпания. В день, считая его за 12 ч и положив средним числом на каждую новую фазу нового зрительного ощущения по 5 с, через глаз войдет более 8000. ощущений, через ухо никак не меньше, а через движение мышц несравненно больше». По И. М. Сеченову, в сознании человека любое предметное ощущение сопровождается «валовым» чувством, которое отражает чувственное состояние всего тела, самоощущение. Кроме того, мощная сфера ассоциативных связей организует не только чувственную, но и познавательную форму самосознания. Самосознание, таким образом, формирует сознание, оценку человеком самого себя, своего знания, нравственного облика, идеалов и мотивов поведения, всего того, что составляет целостное «Я». В самосознании человек выделяет себя как «Я» из всего окружающего мира, определяет свое место в социуме, в трансформации природных и общественных событий. Нарушение сферы самосознания приводит к изменению осознания своего «Я», к феномену деперсонализации как особому психопатологическому состоянию, в котором присутствует компонент отчуждения.
Термин «деперсонализация» ввели в обращение Л. Дюга и К. Мутье (1898, 1910). Само слово «деперсонализация» означает обезличивание, исчезновение «Я». Однако Л. Дюга понимал деперсонализацию как ощущение потери «Я», а не утрату «Я».
Деперсонализация в настоящее время определяется как психопатологический феномен расстройства самосознания с субъективным чувством отчуждения собственной личности, своего «Я», осознаваемое и болезненно переживаемое самим больным. Деперсонализация сопровождается обостренной рефлексией, самоанализом, особенно на ранних стадиях возникновения и развития. Больные с подобными расстройствами жалуются на трудность описания своего состояния. Деперсонализация часто сочетается с дереализацией.
При деперсонализации (на начальных ее этапах или при неразвернутой форме проявления подобной патологии) происходит резкая гипертрофия этой рефлексивной компоненты сознания. Отдельные психические процессы, осознание своего физического «Я», своего тела, окружающего мира теряют естественность, живость, непосредственность; развивается гипертрофированный самоанализ. При этом больные испытывают известный психический дискомфорт, нарушаются плавность и естественность всех проявлений психической жизни. Больные постоянно анализируют свои поступки, обдумывая то, что они сказали по тому или иному поводу, подвергая скрупулезному анализу то, как они себя вели в тот или иной момент.
В дальнейшем при углублении расстройства самосознания появляется аутопсихическая деперсонализация. Такие больные не ощущают своего психического «Я», не чувствуют, что они думают, что у них есть чувства, которыми можно реагировать на окружающее. Больные теряют ощущение естественности всех проявлений своего психического «Я», они говорят, что думают, действуют так или иначе просто потому, что в такой ситуации другие действуют таким же образом, они называют себя «безжизненными», «автоматами» (однако без чувства воздействия извне), реагирующими на все окружающее лишь механически, формально. При этом может развиваться и болезненная психическая анестезия — мучительное чувство бесчувствия, утрата чувства сострадания, сопереживания окружающим, особенно родным и близким людям. Иногда развивается просто явление анестезии без мучительных субъективных переживаний утраты чувств как части собственного «Я». Но чаще все же явления аутопсихической деперсонализации сопровождаются общим душевным дискомфортом, хотя одновременно подобные больные все же знают, что «они» — это все же «они», в определенной степени им удается адаптироваться к подобному состоянию «разлаженности» собственного «Я». У некоторых больных при обострении ощущения измененности собственного «Я» могут возникать состояния возбуждения с усилением тревожности, панического смятения: «что-то происходит с моим сознанием», «сейчас сойду с ума» (панические атаки, «катастрофальные» реакции, по Г. А. Ротштейну, 1961). У других пациентов углубление нарушения самосознания и аутопсихической деперсонализации развивается как бы «на ходу», без резкого обострения эмоциональных реакций. Если кратенько, то деперсонализационный симптомокомплекс может включать в себя следующие ощущения больного:
-Ощущение частичного или полного исчезновения (стирания) черт своей личности
-Исчезновение так называемых «тонких эмоций»
-Приглушение или полное исчезновение чувств (эмоционального отношения) к близким
-Окружающая обстановка кажется «плоской», «мёртвой», или воспринимается притупленно, как бы через стекло
-Притуплённое цветовосприятие, окружающий мир «серый», «бесцветный»
-Отсутствие или притупление эмоционального восприятия природы
-Отсутствие или притупление восприятия произведений искусства, музыки
-Ощущение отсутствия мыслей в голове
-Ощущение отсутствия или снижения памяти (при объективной её сохранности)
-В некоторых случаях всё вокруг может казаться совершенно незнакомым, впервые виденным
-Притупление простых чувств, таких как чувства обиды, злобы, сострадания, радости
-Отсутствие самого понятия «настроение» (настроения как бы не существует). Появление плохого настроения говорит об улучшении состояния
-Ощущение своего тела как автомата, свои действия кажутся автоматическими (при объективном понимании того, что это только кажется)
Потеря чувств вызывает мучительную душевную боль
-Ощущение замедленного течения или полной остановки времени
-Затруднение образного представления, образного мышления
-Притупление или отсутствие болевой, тактильной, температурной, вкусовой, проприоцептивной чувствительности, ощущения веса, чувств сна, голода и насыщения (так называемая соматопсихическая деперсонализация)
-Сознание воспринимается субъектом как бы со стороны или раздваивается, давая одновременное восприятие изнутри и снаружи.
Ну, и на сладкое, что это состояние может вполне себе проявляться на каждый сильный стресс, длиться от нескольких минут до нескольких лет, не проходить полностью, сменяясь периодом "светлого пятна".
Честно, я был в восторге от прямого доказательства поразительных возможностей человеческой психики, пока читал. Потом забрался в себя и попытался проанализировать, остались ли последствия пребывания в таком состоянии. Потом полез прочёсывать свою днявочку, потому как в этом состоянии я пребывал аж полгода, и писал сюда посты именно о нём и под ним
Я даже помню как меня в это состояние вынесло х)
страдашки и нытьё Летним утром, часиков в пять утра, я сидел на балконе и в очередной раз прокручивал в голове поступок мужа. Было даже терпимо(в первый его подобный "выверт" нервы мне давали только курить по две пачки в день и спать по часу, про еду вообще как-то не думалось.), но вот в тот момент накрыло конкретно(с) и я думал "Когда ж, блять, мне станет легче-то, а? И вот в один момент в голове просто прозвучала фраза, сказанная бесами не моим обычным внутренним голосом:" Злат, а тебе не похуй?" И всё. Мне стало абсолютно ровно на всё происходящее. Сейчас, к слову, я ржу, насколько я бескультурное быдло, раз даже подсознание со мной на матах разговаривает А тогда меня напрягло, что мне плевать на всё, что мне было близко с самого раннего возраста-всяких котиков-посиков, природу, шум реки и прочее. Ну, то есть чувство тревожности было, что я "не такой, как был", что что-то не так, но в общем, сознательно, мне было восхитительно похер даже на это. И таки да, они есть. Я до сих пор иногда оцениваю ситуацию от лица и себя, и "бесчувственного манипулятора", который тоже я. Это странно, и объяснить словами не особо получается, но вот так и есть. И я с этого всего ещё и плюсы имею, в виде рациональной, не окрашенной эмоционально, а значит хотя бы немного менее субъективной оценки ситуаций. Ну и шуточки из разряда "моя бывшая совсем чокнутая" в отношении меня котируются, да
Но эмоции есть. Я благодарен появившимся в тот момент друзьям и счастлив, что встретил Семпая и что именно он ломает эту "бесчувственность", пусть даже облизыванием моего несчастного носа в самый неподходящий момент.(дада, Мэтт, я пытаюсь даже в этом плюсы найти)